Строй гитары позволяет нам в первой позиции сыграть соло в любой тональности. Причем у нас всегда имеется две октавы с хвостиком.
Зная формы первой позиции, мы без особых усилий сможем воспользоваться тем, что нам дает гитара.
Итак, здесь я привожу 12 форм соответствующих 12 мажорным тональностям и 12 параллельным натуральным минорным тональностям. Большая часть форм играется с использованием открытых струн.
Каждый палец левой руки занимает свой лад. Указательный – первый лад, средний –второй лад, безымянный – третий и мизинец – четвертый.
Цветом обозначаются лады, которые необходимо зажимать.
Красным цветом указывается тоника соответствующей тональности (мажора).
Серым цветом указаны открытые струны.
Римскими цифрами обозначены ступени мажорной тональности.
Некоторые формы даны в двух вариантах. Это связано с наличием звука Си первой октавы, который может быть взят мизинцем на третей струне или же открытой второй струной. Следует играть оба варианта.
C dur - До мажор
Здесь стоит обратить внимание на смену позиции со II в V (и обратно) с использованием перескока с 3 на 1 палец. Аппликатура восходящей и нисходящей части гаммы одинаковы.
[До мажор GTP]
|К началу|
Db dur - Ре бемоль мажор
Аппликатура идентична аппликатуре До мажора. Рекомендации те же.
[Ре бемоль мажор GTP]
|К началу|
D dur - Ре мажор
Аппликатура идентична аппликатуре До мажора. Рекомендации те же.
[Ре мажор GTP]
|К началу|
Eb dur - Ми бемоль мажор
Аппликатура идентична аппликатуре До мажора. Рекомендации те же.
[Ми бемоль мажор GTP]
|К началу|
E dur - Ми мажор
В данной гамме в восходящем движении наблюдаем две смены позиции: с II в VI, и с VI в IX. Первая снема совершается с помощью перескока с 4 на 2 палец, а вторая - с 3 на 1. В нисходящем движении тоже две смены позиций: с IX в IV c помощью перескока с 1 на 4 палец, и с IV во II позицию с применением скольжения первым пальцем.
[Ми мажор GTP]
|К началу|
F dur - Фа мажор
Аппликатура этой гаммы в восходящем и нисходящем движении одинакова. Здесь наблюдается смена позиции из I в V с помощью перескока с 3 на 1 палец, и смена с V в X позицию с использованием перескока с 4 на 1 палец.
[Фа мажор GTP]
|К началу|
F# dur - Фа диез мажор
В восходящем движении смена c I в IV позицию перескоком с 3 на 1 палец, с IV в VII перескоком с 3 на 1 палец, с VII в XI тоже с 3 на 1 палец. В нисходящем движении с XI на VI перескоком с 1 на 4 палец, с VI в I перескоком с 1 на 4.
[Фа диез мажор GTP]
|К началу|
G dur - Соль мажор
Аппликатура идентична аппликатуре Фа диез мажора. Все то же.
[Соль мажор GTP]
|К началу|
Ab dur - Ля бемоль мажор
Аппликатура идентична аппликатуре Фа диез мажора. Все то же.
[Ля бемоль мажор GTP]
|К началу|
A dur - Ля мажор
В восходящем движении мы наблюдаем смену позиций из II в VI перескоком с 4 на 2 палец, из VI в VII с 4 на 1 палец с помощью сжатия, из VII в X перескоком с 3 на 1 палец и из X позиции в XIV перескоком с 3 на 1 палец. В нисходящем (аппл. как у Фа диез мажора) с XIV в IX позицию перескоком с 4 на 1 палец, с IX в IV позицию перескоком с 4 на 1 палец.
[Ля мажор GTP] И немного измененная
[Ля мажор вар.2 GTP]
|К началу|
Hb dur - Си бемоль мажор
В восходящем движении смена c I в V позицию перескоком с 3 на 1 палец, с V в X перескоком с 4 на 1 палец, с X в XV тоже с 4 на 1 палец. В нисходящем движении аппликатура идентична нисходящему Ля мажору (и Фа диез мажору).
[Си бемоль мажор GTP] И немного измененная
[Си бемоль мажор вар.2 GTP]
|К началу|
H dur - Си мажор
В восходящем движении смена c I в VI позицию перескоком с 4 на 1 палец, с VI в IX перескоком с 3 на 1 палец, с IX в XII тоже с 3 на 1 палец. В нисходящем движении аппликатура идентична нисходящему Ля мажору (и Фа диез мажору).
[Си мажор GTP] И немного измененные
[Си мажор вар.2 GTP]
[Си мажор вар.3 GTP]
|К началу|
При использовании материала ссылка на сайт обязательна.