Глава 6. СТРОЕНИЕ АККОРДОВ И СОДЕРЖАНИЕ ИХ В ТОНАЛЬНОСТЯХ

Параграф 4. АККОРДЫ В ТОНАЛЬНОСТИ

Некоторые «гитаристы» не то что сами не могут настроить гитару, хотя это «пустяки», но еще и спрашивают аккорды на песню. И вот так вот канючит: «ну покажи мне аккорды к этой песне…», а после заимения их у себя еще и спрашивает: «а как их играть? Песню, в смысле…». Данная глава как раз посвящена тому, чтобы как можно сильнее сократить количество таких вопросов.

Из предыдущих нескольких глав ты знаешь, какие аккорды и тональности бывают. Кроме того, я предполагаю, что ты уже научился их даже строить самостоятельно, зная их формулы. Отлично, тогда перейдем к вопросу о том, как подбирать аккорды к песне, а тем более играть песню вместе с исполнителем, включив радио или магнитофон, впервые слыша песню. Во как размахнулся, А?

Не волнуйтесь. На самом деле подобрать аккорды (гармонию) к песне, имея в руках нормально настроенную гитару, сущие пустяки. Другое дело – соло. Вот там уже придется возиться, напрягая свой отдавленный медведем слух ?)))

Итак. Во-первых, договоримся о том, что все доминантсептаккорды и другие с наворотами мы выкидываем и сейчас их не трогаем. Остаются только наши родимые 24 мажорных и минорных аккорда (по 12 на вид), так как практически любую гармонию можно свести к их набору за исключением редких экземлярчиков «авангардного» искусства.

Оля-ля! Целых 24 штуки. И как прикажете из всего этого вороха на ходу выбрать аккорд? А очень просто. Нам не понадобятся все 24 аккорда ?

Дело в том, что песня играется, как правило, в определенной тональности или в наборе таких тональностей. Так что в определенный момент используются только звуки тональности, которых в нашем случае 7 из 12. То есть 5 звуков мы не используем. А раз мы их не используем, то нам не подойдут аккорды, звуки которых попадают на неиспользуемые звуки в тональности. То есть нам подойдут только те аккорды, все звуки которых входят в нужную нам тональность.

На примере тональности До мажор (C dur)(звуки белых клавиш фо-но), если мы пройдемся по этой табличке

zvuki_in_akkords01.PNG

, то заметим, что таких подходящих аккордов у нас всего лишь 6. Это C, Dm, Em, F, G, Am.

Для легкости выявления аккордов в тональности можно уяснить то, что от I, IV и V ступеней мажорной тональности строятся мажорные аккорды, а от II, III и VI ступеней – минорные аккорды. Для минорной тональности (если лень переводить в параллельную мажорную) получатся мажорные аккорды с III, VI и VII ступеней, а минорные аккорды с I, IV и V ступеней.

Для очень ленивых привожу таблицу содержания аккордов в тональностях. Параллельные тональности сгруппированы в пары, так как набор аккордов в них одинаковый. Примечание: данная таблица справедлива только для натуральных мажора и минора! Для легкости восприятия я использовал только диезы, что не совсем правильно, зато более наглядно.

akk_in_ton01.PNG

Теперь, зная все это, мы можем это применить. Каким образом? Все очень просто. Любая музыка или почти любая в определенный момент времени идет в какой-то определенной тональности.

Но кроме этого стоит знать еще несколько моментов. К этим моментам относятся так называемые «Модуляция» и «Отклонение».

Что это такое.

МОДУЛЯЦИЯ – переход из одной тональности в другую. То есть простым языком говоря, музыка шла – шла в одной тональности, а потом вдруг раз, и прыгнула в другую тональность и на ней закончилась, или прыгнула еще в какую-нибудь новую тональность.

ОТКЛОНЕНИЕ – кратковременный переход в другую тональность с возвратом в предыдущую. Как правило, отклонение не длится более одного такта.

Таким образом, зная все это, мы можем выяснить, что предыдущая таблица при определенных знаниях может довольно сильно разнообразить игру при применении отклонений и модуляций. Однако, о принципах модуляции и отклонений уже будет рассказано в другой главе.

Хочу успокоить людей любящих русский Рок. Практически все (подавляющее большинство) композиции играется только в одной тональности без использования модуляций. Исключением является группа «Крематорий», которая с довольно большим успехом сумела применить эти два элемента на практике.

Так что данная табличка аккордов вам должна сильно помочь :)

Стоит добавить то, что если вы будете играть разные конструкции аккордов из этой таблицы в разной последовательности, то довольно быстро привыкнете к определенным тональностям (физические ощущения при переходах от аккорда к аккорду) и довольно быстро сможете подбирать неизвестные вам композиции.

Стоит вспомнить только такую вещь, как «Пачка сигарет» Виктора Цоя. Она написана в тональности E moll (Ми минор), а аккорды там такие: Am, C, D, Em. Если мы посмотрим на таблицу, то увидим, что никаких противоречий не наблюдается. Все эти аккорды есть в этой тональности.

Однако есть еще небольшое НО! Это НО относится к применению гармонического минора. В этом случае аккорд, построенный от IV ступени минора будет не минорным, мажорным. То есть, к примеру, в тональности A moll (Ля минор) будет не аккорд Em (Ми минор), а E (Ми мажор). Короче говоря, в третьем столбце таблицы при Гармоническом миноре выйдут не минорные, а мажорные аккорды.

Помните песню из кинофильма «Белое солнце пустыни» под названием «Ваше благородие»? Вот там как раз используется гармонический Ля минор. И встречается аккорд Е (Ми мажор). Вот такой набор аккордов: Am E Am C G C A Dm Am E A Dm Am E Am.

Кстати, заметили наличие там аккорда А (Ля мажор)? Вот это и есть отклонение в другую тональность.

Ну, про модуляции и отклонения уже в другой главе.

А пока попользуйтесь этим. Должно получиться.

УДАЧИ!

Эллиот Крэйг.

При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

Вы можете обсудить эту статью в ФОРУМЕ в разделе "Обсуждение сайта".

|К началу|



(C) Alliot Krage
Hosted by uCoz