Настройка гитары. Подстройка мензуры

НАСТРОЙКА ГИТАРЫ

У гитары, особенно у электрогитары, множество всяких настроек. Однако в данной статье речь пойдет о двух из них. Наиболее главных. Это настройка струн гитары и подстройка мензуры для электрогитар.

Существует огромное количество способов настройки гитары. И с помощью телефона, даже телевизора, с помощью тюнеров разных, флажолетов различных, на слух и по знакомым любимым песням, по аккордам и т.д. и т.п. Но со времен появления музыкальных инструментов появился и инструмент для настройки этих музыкальных инструментов. Название ему КАМЕРТОН.

Это изогнутая в виде буквы «у» вилка. При ударе камертона, он производит выверенный по частоте звук.

Камертон был изобретен в 1711 году английским музыкантом Дж. Шором. В то время звук камертона был около 420 герц. На данный момент во всем мире за эталон принят звук Ля первой октавы (не обращайте на эти термины внимания. Это не важно), частота которого сейчас равна 440 герцам.

Бывают, конечно, и другие разновидности камертона, которые производят звуки разные по высоте. Кроме этого, стоит упомянуть также существование и духовых камертонов, которые напоминают дудку, в которую надо подуть.

На данный момент большой популярностью пользуются для настройки так называемые ТЮНЕРЫ. Аппаратные тюнеры бывают различных модификаций, но принцип их один и тот же. Звук с гитары посылается на такой тюнер, который указывает музыканту, стоит натянуть или ослабить ту или иную струну.

Про аппаратные тюнеры я ничего не напишу, так как ими никогда не пользовался. Однако есть аналоги таким тюнерам. Программные тюнеры. Это программа, устанавливаемая на компьютер, которая служит для настройки гитары. В Интернете вы можете обнаружить не один десяток таких тюнеров. Принцип их таков: вы посылаете звук или через микрофон, подключенный к компьютеру, или со звукоснимателя на гитаре (тоже подключенного к компьютеру). При этом вы указываете (не во всех программах) какую струну вы настраиваете. И по индикатору определяете, стоит натянуть или ослабить струну.

Для самых-самых новичков скажу: для настройки струн используются колки. Крутим в одну сторону – струна натягивается, в другую – ослабляется.

Если у вас нет ни тюнера, ни камертона, то вам может помочь обыкновенный телефон. По старым меркам звуковой сигнал при поднятой трубке (готовность) составляет как раз 440 герц. То есть ноту ля выдает.

Многие настраивают просто на слух гитару, лишь бы строила, что не совсем хорошо. Можно угробить слух. Некоторые настраивают по аккордам или по любимым песням, что тоже не очень хорошо.

Я тюнерами не пользуюсь, так как считаю, что никакой тюнер не даст такой точности настройки, как собственный слух. Kamerton1.JPG

Итак, дошли до самого главного. Знакомьтесь, КАМЕРТОН! Он изображен на фотографии.

А теперь немного о строе классической шестиструнной гитары. Гитара строится в квартовом соотношении (не обращайте на это внимание).

Первая струна (самая тонкая струна) строится в звук Ми первой октавы (E1)

Вторая – в звук Си малой октавы (Hм)

Третья – в звук Соль малой октавы (Gм)

Четвертая – в звук Ре малой октавы (Dм)

Пятая – в звук Ля большой октавы (Aб)

Шестая – в звук Ми большой октавы (Eб).

Не знаете этих названий и нот? Не важно! Все очень просто. Взгляните на камертон.

Берем его за ножку, чтобы не заглушать пальцами его колебания. Ударяем обо что-нибудь вилкой. При этом звук очень тихий. Посмотрите, видите на конце ножки шарик? Вот этим шариком прислоняем к корпусу гитары. Слышите? Гитара звучит.

Я касаюсь шариком камертона посередине бриджа (нижнего порожка гитары на корпусе)

Теперь зажимаем первую струну на пятом ладу, дергаем, и с помощью колка строим первую струну (на пятом ладу) в унисон с камертоном. То есть звук должен быть одинаковый.

Откладываем камертон и начинаем строить остальные струны по следующему принципу: вторая струна, зажатая на пятом ладу, звучит как первая открытая струна. Третья струна, зажатая на четвертом ладу, звучит как вторая открытая струна. Четвертая, зажатая на пятом ладу, звучит как открытая третья. Пятая на пятом ладу – как открытая четвертая. И шестая на пятом ладу зажатая прозвучит одинаково с открытой пятой струной. Это принцип.

Однако не все так просто. При натягивании остальных струн гриф немного изгибается, и предыдущие струны начинают немного ослабляться, поэтому их необходимо подстроить заново. Особенно это касается электрогитар с машинкой (квакушкой).

Когда вы настраиваете струну, возьмите за принцип, что струна должна звучать, когда вы крутите колок. Таким образом, вы будете слышать, насколько изменяется высота звука. Без звучания струны настройка гитары превращается в подобие слепой стрельбы в тире – посмотрел на мишень, направил пистолет, закрыл глаза и выстрелил…

Проверить правильность строя можно несколькими способами. Я проверяю по звучанию октав в аккорде. То есть я беру аккорд До мажор (С - 010233) и сравниваю звучание первой струны с четвертой, второй с пятой и третьей с шестой. Они должны звучать в октаву.

Еще один способ – применение камертона. У настроенной гитары пятая струна, как известно, строится в ля большой октавы. Она попадет в резонанс с камертоном. Если вы коснулись деки гитары камертоном и, отпустив его, услышали в гитаре эхо, то гитара хорошо настроена (по крайней мере, пятая струна:))). Если гитара сразу замолкла, то гитара расстроена. (только при этом не зажимайте струны рукой).

Не унывайте, если вам сразу и быстро не удалось настроить гитару. Навык приходит со временем. И возьмите за правило, настраивать гитару по КАМЕРТОНУ, а не тюнерами или еще чем-либо.

ПОДСТРОЙКА МЕНЗУРЫ (для электрогитар)

В статье «Мензура и ее настройка» я говорил, что не могу дать каких либо внятных рекомендаций по настройке мензуры. Сейчас появился у меня один способ.

Помните, я говорил, что каждый комплект струн обладает своей тянучестью, то есть физическими свойствами? Вот это и определяет настройку мензуры для каждой конкретной струны.

Принцип довольно прост.

Выверенная мензура, разделенная на две равных части (до 12 лада и после) – начальная установка. Теперь, легко касаясь струны в районе 12 лада (в данном случае прямо над ним), извлекаем флажолет. Услышали звук? Хорошо. Теперь прижимаем струну на 12 ладу и извлекаем звук обыкновенным способом. При этом, если звук на прижатом 12 ладу выше звука флажолета, то мензуру для данной струны надо увеличить. Но если вдруг он ниже, тогда сокращаем мензуру.

В идеале звук натурального флажолета в середине струны (примерно в районе 12 лада) должен быть таким, же как и на зажатом 12 ладу.

К сожалению, не все машинки позволяют менять мензуру с установленными струнами. Так что будьте предельно осторожны в данной настройке.

Удачи в настройке. И не забывайте, что мне порой для настройки всей гитары требуется всего одна минута. Это если со слухом в этот момент все в порядке :))))))). А иногда бывает вообще гитару нормально не могу настроить.

|К началу|

(с)Эллиот Крэйг.

Все права на данный материал, оформление, иллюстрации, текст всецело принадлежат Эллиоту Крэйгу.

При использовании материала ссылка на сайт и указание автора ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!.

|К началу|



(C) Alliot Krage
Hosted by uCoz